Адрес: 296186, Республика Крым, Джанкойский район, пгт. Вольное, ул. Чкалова, д. 5
Телефон: +7 (978) 8391799
Эл. почта: sadik_volnovskiy-djanoyrayon@crimeaedu.ru
Методические рекомендации
«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУ»
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников МДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану жизни и здоровья.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.
Причины дорожно-транспортных происшествий
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:
1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет.
На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей, которые мы рассмотрим далее.
Организация работы с педагогами по предупреждению ДТТ
Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно - транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу – формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах.
Принципы:
1. Принцип целенаправленности – содержание и формы
работы должны определяться целью и задачами.
2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач.
3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в
работе с педагогами и родителями, а также при конкретизации целей и задач.
4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.
Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании.
Для МДОУ – это, прежде всего:
• Нормативно–правовое обеспечение
• Научно–методическое сопровождение
• Разработка программ и рекомендаций
• Создание предметно-развивающей педагогической среды
Для реализации поставленных задач необходимо создать оптимальную структуру управления ДОУ, делегировать ряд полномочий. В детском саду должна быть разработана система, в которой четко видна иерархия управления, подчинения и взаимодействия.
Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу с педагогическим коллективом.
А в целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении необходимо дополнительно осуществить:
• Установить межведомственное взаимодействие дошкольного учреждения и отдела ГИБДД города;
• Разработать совместный план работы с отделом ГИБДД;
• Систематически рассматривать вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса на совещаниях педагогических работников и административных совещаниях при заведующем;
• На базе каждого дошкольного учреждения проводить методические мероприятия по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и пропаганде основ безопасности и правил дорожного движения.
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в пространстве.
План мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2022-2023 учебный год
Цель: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах;
- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма;
- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
- Обновление уголков по изучению правил дорожного движения в группах (макеты, игровые зоны, атрибуты, информация). - Оформление консультационного материала для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (фотоматериал, папки-раскладушки). |
Сентябрь |
Воспитатели |
- Обыгрывание ситуаций «Как себя вести, если…». - Выставка детских рисунков «Безопасность на дорогах» |
Октябрь |
воспитатели |
- Консультация для родителей «Воспитание собственным примером» - Экскурсии и целевые прогулки с детьми и родителями - к перекрестку (пешеходный переход, наблюдение за перекрестком); - к остановке пассажирского транспорта |
Ноябрь |
Воспитатели |
С – р игра «Путешествие в страну “Светофорию” (цель: закрепить знания о правилах перехода дороги, работе светофора и регулировщика). - Рекомендации по чтению художественных произведений, рассматривание картинок, иллюстраций, заучивание стихов о транспорте, правилах дорожного движения |
Декабрь |
Воспитатели |
- Вечер развлечений на тему: «Мы изучаем правила дорожного движения». - Рекомендации по знакомству с дорожными знаками и указателями: «Въезд воспрещен», «Перекресток», «Железнодорожный проезд», «Пешеходы», «Дети», «Переход», «Стоп». |
Январь |
Воспитатели Воспитатели старших групп |
- Занятие «Мы пассажиры» (цель: закрепить правила поведения в общественном транспорте). - Консультация для родителей на тему: «Взрослые - пример для детей в поведении на дороге» |
Февраль |
Воспитатели |
- Выставка детских рисунков «Дорога. Ребенок. Безопасность» - Оформление выставки методических пособий для организации работы с детьми по изучению правил дорожного движения в методическом кабинете |
Март |
Воспитатели групп |
- Целевые прогулки в места повышенной опасности (регулируемые и нерегулируемые перекрестки, пешеходные переходы и пр.) - Музыкально-спортивное развлечение «Красный, жёлтый, зелёный» |
Апрель |
Воспитатели
|
- Игры-ситуации на тему: «Мы пешеходы» (цель: закрепить правила поведения на улице) - Консультация родителей на тему: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в летний период» |
Май |
Воспитатели |
- Консультация для воспитателей на тему: «Организация изучения правил дорожного движения с детьми в летний оздоровительный период». |
май |
Методист воспитатели |
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах начинаем с раннего возраста, поэтому задача педагогов нашего детского сада и родителей-воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и ответственных участников дорожного движения.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности ,потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма осуществляется в трех направлениях:
С педагогами, детьми и их родителями. Работа ведется ежедневно и систематически на основе разработанной системы планирования.
На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»,
основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной
безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану жизни и здоровья.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий
травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.
Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:
1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим
транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия
(наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория –
место для игр).
4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет.
На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей, которые мы рассмотрим далее.
Организация работы с педагогами по предупреждению ДТТ
Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно -
транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу – формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах.
Принципы:
1. Принцип целенаправленности – содержание и формы
работы должны определяться целью и задачами.
2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую
реализацию всех задач.
3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в
работе с педагогами и родителями, а также при конкретизации целей и задач.
4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании
деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.
Управленческая составляющая заключается в организации выполнения
перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для ДОУ – это, прежде всего:
• Нормативно–правовое обеспечение
• Научно–методическое сопровождение
• Разработка программ и рекомендаций
• Создание предметно-развивающей педагогической среды
Для реализации поставленных задач необходимо создать оптимальную структуру управления ДОУ, делегировать ряд полномочий. В детском саду должна быть разработана система, в которой четко видна иерархия управления, подчинения и взаимодействия.
Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу с педагогическим коллективом.
А в целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении необходимо дополнительно осуществить:
• Установить межведомственное взаимодействие дошкольного учреждения и отдела ГИБДД города;
• Разработать совместный план работы с отделом ГИБДД;
• Систематически рассматривать вопросы обеспечения безопасности всех
участников воспитательно-образовательного процесса на совещаниях
педагогических работников и административных совещаниях при заведующем;
• На базе каждого дошкольного учреждения проводить методические мероприятия
по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и пропаганде основ
безопасности и правил дорожного движения.
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в пространстве.